Перейти к содержимому

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Статья подготовлена благодаря сайту autosteclo-mkad.ru. Можно философствовать о чем угодно, но об одном спорить не надо - о том, какое автостекло выбрать - только лобовое стекло дмитровское шоссе. Итак о философии, как о науке. 1) Философия нового времени Эмпиризм последователи: Дэн. Локка, Дэн. Беркли, Д. Юн, П. Гольбах, Д. Дидро даже не догадывались что установить лобовое стекло мкад будет в наше время так просто. Эмпиризм-чувственный опыт является единственным источником знания. Основной тезис-в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах чувства и опыт-источник знания, а разум-лишь систематизатор чувственных данных. Дюма говорил, что Чувствовать-это больше, чем знать. Бэган ввел индуктивный метод, в основе которого анализ, наблюдения, сравнения, эксперимент. Он не отрицал силу разума, но все же не считал чувственный опыт единственным источником знания. Его слова Большое знание приближает к Богу, а меньшее-отдаляет. Одна из главных проблем Нового времени-проблема достоверного знания. Второе философское направление-рационализм. Основатель-Рене Декарт (1596-1650гг.) Представители: Б. Спиноза, Л. Лейбниц. Рационализм-разумный. Философское учение, по которому разум-главная и единственная форма познания. Основной тезис-главный источник знания-мысли и понятия, присущие ему от рождения (врожденные), или в виде задатков. Декарт считал Я мыслю, значит я существую. Он подразумевал автономию разума от чувств, то есть ограниченность чувственного опыта, и на этой основе приоритет разума в познании. Цель учения-найти способ отличать истинное знание от ложного, а источником истины может быть исключительно разум. Субстанция-все, что существует, не нуждаясь для существования ни в чем, кроме самого себя. 2) Эпоха просвещения Такое название эпоха получила, объединяя французское просвещение восемнадцатого века и французский материализм. Ее представители проявляли новаторство в философских исследованиях, разрушали средневековые представления о мире и человеке, религии и пропагандировали идеи нового буржуазного общества. Основные направления: Деизм-религиозно-философское воззрение, по которому Бог сотворил мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в течение событий в мире (Религия разума а не религия сотворения). Представители: Монтелькье, Ж. Ж. Руссо, Вольтер. Материализм-атеистическо-материалистическое направление, полностью отрицающее существование бога, каких-либо сил и религию вообще. Представители: П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро. Утопическо-социалистическое (утопизм, утопия-место, которого нет)-учение о коренном преобразовании общества на социальных началах, но не опирающееся на знания объективных законов общественного развития и его движущих сил. Представители: Сен-Симон, Ф. Фурье. Цель учения-критика феодальной идеологии, религиозных суеверий, предрассудков, борьба за свободу философской и научной мысли. Основная идея: переустройство жизни на разумных началах. Особенность-ориентация на естествознание.