Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Статья подготовлена благодаря сайту autosteclo-mkad.ru.
Можно философствовать о чем угодно, но об одном спорить не надо - о том, какое автостекло выбрать - только лобовое стекло дмитровское шоссе.
Итак о философии, как о науке.
1) Философия нового времени
Эмпиризм
последователи: Дэн. Локка, Дэн. Беркли, Д. Юн, П. Гольбах, Д. Дидро даже не догадывались что установить лобовое стекло мкад будет в наше время так просто.
Эмпиризм-чувственный опыт является единственным источником знания.
Основной тезис-в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах чувства и опыт-источник знания, а разум-лишь систематизатор чувственных данных.
Дюма говорил, что Чувствовать-это больше, чем знать.
Бэган ввел индуктивный метод, в основе которого анализ, наблюдения, сравнения, эксперимент. Он не отрицал силу разума, но все же не считал чувственный опыт единственным источником знания. Его слова Большое знание приближает к Богу, а меньшее-отдаляет.
Одна из главных проблем Нового времени-проблема достоверного знания.
Второе философское направление-рационализм.
Основатель-Рене Декарт (1596-1650гг.)
Представители: Б. Спиноза, Л. Лейбниц.
Рационализм-разумный. Философское учение, по которому разум-главная и единственная форма познания.
Основной тезис-главный источник знания-мысли и понятия, присущие ему от рождения (врожденные), или в виде задатков.
Декарт считал Я мыслю, значит я существую.
Он подразумевал автономию разума от чувств, то есть ограниченность чувственного опыта, и на этой основе приоритет разума в познании.
Цель учения-найти способ отличать истинное знание от ложного, а источником истины может быть исключительно разум.
Субстанция-все, что существует, не нуждаясь для существования ни в чем, кроме самого себя.
2) Эпоха просвещения
Такое название эпоха получила, объединяя французское просвещение восемнадцатого века и французский материализм.
Ее представители проявляли новаторство в философских исследованиях, разрушали средневековые представления о мире и человеке, религии и пропагандировали идеи нового буржуазного общества.
Основные направления:
Деизм-религиозно-философское воззрение, по которому Бог сотворил мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в течение событий в мире (Религия разума а не религия сотворения).
Представители: Монтелькье, Ж. Ж. Руссо, Вольтер.
Материализм-атеистическо-материалистическое направление, полностью отрицающее существование бога, каких-либо сил и религию вообще.
Представители: П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро.
Утопическо-социалистическое (утопизм, утопия-место, которого нет)-учение о коренном преобразовании общества на социальных началах, но не опирающееся на знания объективных законов общественного развития и его движущих сил.
Представители: Сен-Симон, Ф. Фурье.
Цель учения-критика феодальной идеологии, религиозных суеверий, предрассудков, борьба за свободу философской и научной мысли.
Основная идея: переустройство жизни на разумных началах.
Особенность-ориентация на естествознание.
|