Перейти к содержимому

Из чего изготавливаются аккумуляторные пластины

Каждый автовладелец знает, что такое автомобильный аккумулятор. Однако, не каждый знает, что находится внутри. В этой статье мы рассмотрим, как утроена аккумуляторная батарея и из чего изготавливают аккумуляторные пластины.

Итак, любая батарея состоит из электродов (плюс и минус), которые погружены в раствор серной кислоты (электролит). При этом параметры работы батареи зависят и от состава сплава аккумуляторных пластин и от состояния электролита (жидкий или густой).

Из чего же изготавливают пластины?

Основу любой аккумуляторной пластины составляет свинец. К сожалению, чистый свинец, из которого первоначально производили пластины, оказался практически непригоден к массовому производству и повсеместному использованию в огромном количестве транспортных средств. Для изготовления особой решетчатой структуры и последующего нанесения на нее активной массы оказался необходим более прочный материал. Именно поэтому в свинец добавили сурьму.

Однако это имело и побочный эффект - легирование свинца сурьмой стало причиной того, что гидролиз воды (разложение ее на молекулы водорода и кислорода) начинается уже при напряжении 12 Вольт. Это значит, что вода постоянно расходуется даже при полностью исправном состоянии электросистемы автомобиля. То есть вода постоянно испаряется и ее необходимо постоянно подливать. В итоге водителю приходилось не только использовать зарядные устройства для подзарядки, но и постоянно откручивать пробки на крышке и проверять состояние электролита.

Постепенно технология совершенствовалась. Инженеры активно искали выход из этой ситуации. Они приложили много усилий, чтобы получить прочную решетку при минимальном расходе воды. Так, например, инженеры выяснили, что если сократить содержание сурьмы или заменить ее на другой металл, то можно получить очень хороший результат.

Так в 50-е годы 20 века в США появился так называемый кальциевый свинец, а в Европе - малосурьмянистый (батареи Varta, Bosch, Барен и т.д.). Полученная конструкция аккумуляторной батареи получила стойкость к гидролизу даже при напряжениях 16 В и выше, расход воды существенно снизился и стало возможным производство полностью необслуживаемых батарей, в которые воду доливать уже нет необходимости.

Предлагают на рынке сейчас все типы батарей, как со стандартными свинцовыми пластинами, так и кальциевые и малосурьмянистые и гибридные. В последних одна пластина кальциевая, вторая малосурьмянистая.