В буддийском мире раньше было известно только три редчайших случая достижения нетленного тела - в Китае, Индии и Вьетнаме. В Китае тело не сохранилось, во время трагических событий в Тибете в 1959 г. монастырь Гандэн Сэрдун был варварски разрушен, и нетленное тело Цзонхавы исчезло. Во Вьетнаме подобное тело находится в плохой сохранности, только в Индии в Дхарамсале в резиденции Далай Ламы XIV сохраняются в ступе мощи Линг Ринпоче. Четвертый случай - нетленное тело Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири, обнаруженное в прекрасном состоянии в Бурятии для всех верующих подлинное чудо. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Тела самых продвинутых йогинов не разлагаются, а сохраняются для потомков нетленными, хотя у всех прочих смертных разложение тела неизбежно, и от них, в лучшем случае, остаются только скелеты. В настоящее время нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова находится в специальном помещении Иволгинского дацана, согласно буддийской традиции, к нему не допускаются женщины, и ни за какие деньги не разрешается фото и видеосъемка. Но нам было разрешено осмотреть эту реликвию. Для всех верующих появление такого нетленного тела большое благо.
11 сентября 2002 г. в Иволгинском дацане в Бурятии состоялось вскрытие саркофага (бухмана) в местности Хухэ-Зурхун, согласно завещанию Даши - Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.), в котором он говорил своим ученикам: "Вы навестите меня и посмотрите мое тело через 30 лет". Спустя 75 лет после захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии, видны все признаки тела: кожный покров, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза. Пальцы рук и локтевые составы имеют подвижность, а на височной части головы всех удивляет короткий свежий черный пушок волос, выросший как будто вчера. Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации - "самадхи" и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется нетленным неопределенно долгое время. Присутствующие при вскрытии бухмана руководство Буддийской традиционной Сангхи России и медицинские эксперты подтвердили тождественность тела, захороненному 75 лет назад Итигэлову. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела, вопреки времени и необратимости физического распада, Итигелов , узнаваем и сидит по прежнему в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.
Даши - Доржо Итигэлов в 16 лет отправился на учебу в Анинский дацан. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. 24 марта 1911 года его выдвинули на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой Иркутского губернатора от 11 апреля 1911 года его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. В 1913 г. Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге. Ушел из этой жизни Хамбо лама в 1927 г., как настоящий буддийский практик, читая молитву перед учениками и медитируя в позе лотоса. В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг, в бухмане в местности Хухэ-Зурхэн.
В 1955 г. группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым втайне от властей вскрыла саркофаг с телом, осмотрев его, убедились в хорошей сохранности тела и вернули в саркофаг, засыпав бухман крупными кусками природной соли. В те годы не могло быть и речи о возвращении в дацан тела. Три последних года буддийские священнослужители уговаривали действующего Хамбо ламу Доржиева повторно вскрыть саркофаг. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела, рассказывает лама Бимба Доржиев. - Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет большим благом. Но это большая ответственность за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела". Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета и создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии, которая будет выноситься в храм к верующим только один раз в году.
Через 75 лет после погребения лама скорее жив, чем мертв
В среду в Москве были обнародованы результаты исследования нетленного тела буддийского ламы Даша-Доржо Итигелова, сообщает информационное агентство "Интерфакс".
Спектральный анализ частиц кожи, ногтей и волос умершего главы буддийской церкви показал, что в его организме протекают процессы, характерные для живого человека. По словам доктора исторических наук, профессора РГГУ Галины Ершовой, с подобным явлением ученые столкнулись впервые.
Внешне тело ламы ничем не напоминает умершего человека. Как рассказала Галина Ершова, "его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание".
Перед кончиной Даша-Доржо Итигелов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением. После последней эксгумации тело Итигелова решили изучить медики.
Врачи признают, что опыта работы с таким материалом у них нет, хотя феномен сохранности тела после смерти хорошо известен в медицине. Это происходит при бальмазировании, а также при захоронении тела в почве определенного типа или в условиях вечной мерзлоты. Но как только в могилу попадает кислород, мертвые ткани разлагаются за несколько часов. Вопреки ожиданиям ученых, ничего подобного не произошло с телом буддийского ламы.
Интересно, что момента смерти ламы никто не видел, так как он попросил заключить себя в куб из кедровых досок. Это открывает простор для психофизиологических гипотез. Что если, подобно йогам, лама умел управлять жизненными процессами своего организма?
http://mednovosti.ru...004/12/03/lama/