потому что человек обладает огромным множеством характеристик и атрибутов. И по различным комбинациям их образуются группы, к которым человек получается принадлежит. Он может не осознавать этого или не желать думать об этом, это уже другой разговор. Или даже причислять себя к иной группе, чем он по факту принадлежит. Но факта принадлежности это не отменяет.
Так в том то и дело, что к началу 21 века для многих людей стала намного важнее принадлежность к тем группам, с которыми они осознанно ассоциируются, а этническая или языковая принадлежность отошла на второй план. Простой личный пример. Я русский по этническому происхождению и единственному родному языку. Но ощущаю ли я какую-либо общность интересов, идей или ценностей с этническими русскими или с русскоязычными? Абсолютно нет! Потому что русские это гетерогенная группа, в ней есть как люди с близкими мне идеями и интересами, так и те с кем у меня нет ничего общего. По аналогии, у меня глаза зеленого цвета и существует группа зеленоглазых людей, к которой я разумеется принадлежу. Но зеленоглазость это не то качество, которое могло бы осмысленно объединять людей, кроме может быть небольшого числа фриков которые объединяются друг с другом именно по признаку цвета их глаз. "Русскость" для меня это тоже именно такое малозначимое качество. Впрочем, я понимаю, что для большинства русских их "русскость" пока еще является гораздо более значимым объединяющим фактором, чем цвет глаз для людей с определенным цветом глаз. Это связано с тем что большинство русских живут в России и у них действительно есть некая общность идей и ценностей. При этом если русские живущие не в России также разделяют эти идеи и ценности, то и для них "русскость" может иметь существенное значение. Но в моем случае это не так. Например, большинство русских считают себя православными, но я атеист, большинство русских поддерживают политику государства Россия, я не поддерживаю, большинство русских общаются в основном на русском языке, читают книги на русском, я общаюсь в основном на английском, на нем же обычно и читаю. Что же касается самоидентификации, то для меня значимыми являются характеристики и признаки, никак не связанные с языком или этническим происхождением. Скажем, по политическим воззрениям я либертарианец, соответственно именно с либертарианцами я чувствую себя среди "своих", неважно при этом какой они национальности. Я самоидентифицируюсь как атеист, либертарианец, рационалист, трансгуманист, это то что для меня важно. А то что я русский и у меня зеленые глаза не имеет большого значения ни для меня, ни для тех людей с которыми я общаюсь.
Кстати, национальная самоидентификация это относительно новый феномен, существующий лишь последние три-четыре столетия. До этого люди самоидентифицировались по религии (христианин, мусульманин и т.п.), а также по принадлежности к численно небольшой локальной группе (например, псковитянин, новгородец, генуэзец и проч). Так что я не сильно удивлюсь, если в 21 веке национальная или этническо-языковая самоидентификация исчезнут как значимые явления.