Перейти к содержимому

DOL

Присоединился: 20 мар 2008
Оффлайн Последний вход: апр 05 2008 17:31
-----

Созданные мной темы

Россия - США: две цивилихации

23 марта 2008 - 11:32

Подолец Владимир Викентьевич.

Россия – США: две цивилизации

Не буду тратить усилий на рассмотрение многообразия современных взглядов на цивилизацию, как особый предмет познания. Задача это объемная, сложная и, на мой взгляд, неблагодарная. Соблюдая строгую последовательность, назову лишь основные методологические принципы, на которые буду опираться в понимании цивилизации:

- системный подход, в соответствии с которым человечество есть совокупность народов и государств, населяющих нашу планету, своим существованием представляющих и созидающих цивилизацию в различных конкретно-исторических формах;

- исторический метод исследования, рассматривающий современное мировое сообщество не как данность, а как изменчивый и прогрессивно развивающийся конгломерат социальных общностей, имеющий длительную историю и постепенно превращающийся во взаимосвязанную систему элементов (различных цивилизаций в том числе), а затем и в целостность;

- деятельностный подход, в соответствии с которым способом прогрессивного развития человечества являются самоорганизация (её изучают синергетика и философская диалектика) и деятельность (предмет исследования социологии), как её высшая форма;

- методологию сознательного социального регулирования деятельности, основным противоречием которого является противоречие между самоуправлением(1) и управлением(2).

Именно, опираясь на эти методологические принципы, историческая наука показала логику поступательного движения человечества от Дикости к Варварству, а затем и к Цивилизации. Цивилизация, в соответствии с этим подходом, есть современный этап развития человечества. Специфика этого этапа состоит в том, что темпы общественного прогресса стали резко ускоряться. Наиболее развитые страны вступили в период «постиндустриального» и «информационного» общества. С высоты обретенного вдруг величия, буквально «одуревши» от экономической, политической и военной мощи, некоторые представители властных элит этих стран стали исторгать из себя потоки радости и неоправданного оптимизма. В то же самое время, у огромной части населения планеты, а также среди наиболее ответственных социологов и политиков возникли обеспокоенность и чувство тревоги.

Пытаясь отыскать перспективные направления и критерии общественного прогресса, теоретики начали лихорадочно искать какой-нибудь один, представляющийся им особенно важным параметр, свойственный наиболее развитым странам мира. Это: успехи "борьбы" человека с природой (1), совершенствование средств коммуникации от книгопечатания до Интернета (2), постепенная экспансия в мир человеческого мышления (3), изменение положения личности в обществе в соответствии с мерой получаемой ею свободы (4) и т.д. и т. п. «Бог в помощь!» Но, справедливости ради скажем, что взялись они за абсолютно бесплодное и бесперспективное дело, так как описать целостность, возвысив до небес одно, даже очень важное её свойство, невозможно.

В отличие от западных теоретиков, российские философы Бороноев А.О. и Смирнов П.И., с которыми я полностью солидарен, заинтересовались, с одной стороны, историей, а с другой, логикой развития человечества как единой системы, постепенно превращающейся в целостность. При этом они последовательно опирались на деятельностную методологию исследования социальных процессов. Анализируя современные тенденции развития человечества, они справедливо обратили внимание на то, что под влиянием географических, климатических условий, особых для каждого народа форм материальной и духовной деятельности, а также влияния соседних государств, в мире шло параллельное формирование двух основных форм современной цивилизации, выросшей из Дикости и Варварства.

Первая
форма современной цивилизации, на мой взгляд, справедливо названа служебно–домашней. Ведущими атрибутами («модусами») социальной значимости личности, к которой она постоянно стремится, в ней стали Власть и Святость. Модусы эти отражали историческую реальность, а именно господство внутри стран, принадлежащих к данной форме цивилизации, авторитарного, централизованного правления и привилегированное положение одной из идеологий (религиозной, атеистической, коммунистической, маоистской и т. д.). Преобладающей формой деятельности здесь была служебная, или, попросту говоря, служба, а способом её оценки - личная экспертиза, осуществляемая вышестоящим должностным лицом. Общество, как ценность, доминировало здесь над личностью.

Относящиеся к данной цивилизации страны вели, как правило, домашнее, ориентированное на внутренние нужды и слабо связанное с внешним миром хозяйство. Честь, совесть, долг, дисциплинированность, преданность господину (начальнику), любовь к Родине, служение Отечеству, признание господствующей религии (идеологии) и т. д., - были признаны в этих странах высшими социальными ценностями. Бедой служебно-домашней цивилизации, её несчастьем было то, что право выражать волю общества и государства, говорить и действовать от их имени часто присваивали себе люди, духовно не вполне состоятельные, а иногда и просто порочные.

Вторая
форма - рыночная цивилизация. Преобладающими модусами социальной значимости здесь стали Хозяйство, Богатство и Мастерство (профессионализм). Подлинными «господами жизни» оказались «эго-деятельность», рыночный способ хозяйствования и соответствующая ему «рыночная» оценка деловых качеств личности. Как социальная ценность личность в той или иной форме стала доминировать над обществом, что нашло отражение в законах, господствующей морали, традициях и нравах. Свобода и право стали в рамках рыночной цивилизации важными социальными ценностями.

Что касается бед, преследовавших рыночную цивилизацию, то их оказалось не меньше, чем тех, что были присущи служебно-домашней.
Многие мыслители прошлого характеризовали эти беды одной ёмкой фразой: «война всех против всех». Кратковременный, но, я бы сказал, жестокий образчик такой «войны», Россия 90-х годов ХХ века преподнесла миру сразу после распада СССР и легализации частной собственности на землю и основные средства производства. Логично, на мой взгляд, поставить вопрос: «Когда и почему возникли именно эти и именно две основные формы современной цивилизации?»

Отвечая на этот вопрос, напомню о том, что философской диалектике давно известно учение о противоречиях «сущности и существования», объективно проявляющих себя в процессе развития. К сожалению, учение это, в качестве методологии познания и прогнозирования социальных процессов, почти не применялось, и было забыто. Между тем, именно взаимодействие противоречий «сущности и существования», привело к тому, что современная цивилизация, по мере её становления, «дифференцировалась» (Г.Гегель) на две противоположные формы существования: служебную(1) и рыночную(2), каждая из которых является особой конкретно-исторической формой существования одной и той же сущности. Ответ на поставленный вопрос, как видим, оказался достаточно прост.

Важнейшей чертой служебной цивилизации является разрешение диалектического противоречия между самоуправлением и управлением в пользу управления. И, наоборот, в условиях рыночной цивилизации это противоречие сознательного социального регулирования разрешилось в пользу самоуправления.

Надо хорошо усвоить, что существование на земле служебной и рыночной цивилизаций в течение XVII-XX веков - это историческая ральность! Развитие каждой из них было сложным и противоречивым. И та, и другая пережили этапы взлетов и падений, периоды стабильного поступательного развития и социальных потрясений. Их постоянная военная и экономическая экспансия активно влияла на окружающий мир, что в в значительной (но не в полной) мере способствовало возникновению ряда промежуточных форм цивилизации (Индия, Ближний восток, Африка, Южная Америка).

С подачи политиков и социологов, ориентированных на Запад, история служебной цивилизации в России, Китае и некоторых других странах оценивалась только как негативная. Между тем, это была обычная история, обычных людей, оказавшихся в конкретных исторических условиях. Она текла и теперь течет, огибая или разрушая возникающие на пути препятствия. Поэтому, воспринимая и изучая её как данность, надо делать выводы, извлекать уроки на будущее. При этом, не надо кривить душой и признать, что не менее, а скорее даже более противоречивой была история рыночной цивилизации.

Прогрессивная в потенции рыночная цивилизация в реальной действительности и непрестанных «трудах своих», при активном участии не всегда дееспособных «родителей» и «акушеров», рождала «недоношенных чад» одного за другим. Так в 30-х годах ХХ века уродец о «двух головах» возник на просторах Европы. Под воздействием дичайшего субъективизма, оторванного от богатейшей немецкой философской традиции, в нацистской Германии на развитую форму рыночной экономики – экономики «эго-деятельности», наслоилась идеологическая и организационная практика «национал-социализма». Маниакальное стремление А.Гитлера и его соратников к неограниченной власти и мировому господству «срослось» с резким взлетом германского империализма, получившего мощную милитаристическую «подкормку» от местного и зарубежного капитала. Двуглавый урод невиданными темпами превратился в монстра, который и разума не набрался, и чувства стыда не приобрел.

Итог известен. Как всякое отклонение от генетической (исторической) нормы, прожил он не долго, но бед человечеству принес много. Вторая Мировая война, развязанная им в ХХ веке, – величайшее преступление рыночной цивилизации перед человечеством. Как, собственно, и современные войны в Афганистане, Ираке и на Балаканах.

Поэтому, серьезный историк и философ никогда не возьмется характеризовать служебно-домашнюю и рыночную цивилизации оценочными и моральными категориями: эта – хороша, а эта плоха; эта – воплощение добра, а эта - средоточие зла. Между тем России, её гражданам и политикам нового поколения уже четверть века навязывают покаяние за «дела минувших дней». Заслугой Путина В.В. и его соратников, возглавивших Россию в начале XXI века, является то, что они восприняли историю становления, существования и распада СССР как совокупность событий, ушедших в прошлое. Они извлекли из них уроки и взялись за решение актуальных задач, стоящих перед страной.

Объективные тенденции
развития современного человечества проявляют себя в следующем:

- Происходит постепенное сближение служебно-домашней и рыночной цивилизаций, как в силу борьбы социальных сил в них самих, так и в результате взаимной конкуренции. Взаимный, происходящий неизбежно торговый, технологический и информационный обмен способствует этому.

- Кроме двух вышеназванных «классических» форм цивилизации поступательно развивается множество промежуточных форм, обладающих историческим, национальным и религиозным своеобразием. Давать им моральную оценку также бессмысленно, как и бесперспективно. Надо взаимодействовать с ними и создавать условия для их оптимального и гармоничного развития.

- Основным параметром успешности такого развития, помимо преодоления нищеты населения, является для всех стран и народов оптимальное разрешение диалектического противоречия между самоуправлением и управлением, как двумя основными сторонами сознательного регулирования деятельности людей. В реальной жизни народов оно проявляет себя через противоречия таких социальных институтов, как свобода и ответственность, права и обязанности граждан, элита общества и народные массы, государство и гражданское общество и т.д.

- Политологи и лидеры США используют в качестве критерия оценки промежуточных форм цивилизации и политических режимов, сложившихся в современном мире, «эталон» демократии – демократии, разумеется, американской. Объяснить эту грубую теоретическую и политическую ересь можно лишь одним – элементарным непониманием логики развития общества и сущности демократии.

Демократия есть способ, а точнее – один из способов, разрешения диалектического противоречия между самоуправлением и управлением внутри единого процесса сознательного регулирования деятельности любой социальной общности, начиная с малой социальной группы и кончая мировым сообществом.
Отмечу, что в этом состоит наиболее глубокая сущность демократии, поскольку ее сущность, как и всякого другого познаваемого процесса, представлена целым рядом уровней. Научное знание не может открыть эти уровни немедленно, сразу, а делает это постепенно, шаг за шагом.

Если бы североамериканская социология и философия истории смогли переварить и донести до политической элиты факт, что демократия, как всякий социальный институт, развивается, как развивается и учение о ней, то в число теоретиков и практиков политики США не попадали бы музыканты и артисты. Ничего не имею против них, как профессионалов в своей области. Но учить теории и практике демократии социологов и политиков России, что делает, к примеру, Кондолиза Райс – это уж слишком. Недаром говорят: «Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник…».

А теперь подведем итоги.

Существовавшее в прошлом и начинающее снова проявлять себя противоречие между Западом и Востоком, США и Россией – противоречие в основе своей объективное. Это противоречие двух исторически возникших, но возникших в силу действия основных законов диалектики, а посему противоположных по своей сути цивилизаций – служебно-домашней и рыночной. Ожидать, что противоречие между ними в миг исчезнет - несбыточная иллюзия. Но оно, если мы говорим о современности, должно и может постепенно разрешиться, разрешиться без насилия и войн, в интересах поступательного развития как США и России, так и всего человечества.

Демократия как форма государственного устройства и сознательного регулирования деятельности – явление конкретно историческое. Она существует и может существовать лишь в тех формах, которые отражают уровень экономического, политического, духовного развития народа, его массовую психологию, обычаи, традиции, менталитет. Достаточно давно, я говорил о том, что после смуты 90-х годов ХХ века Россия вернется к привычным для нее, хотя и слегка обновленным, формам государственного регулирования. И, как показывает реальная жизнь, не ошибся.
То же самое будет в Ираке, Афганистане и других странах, куда администрация США пытается насильно внедрить привычную для неё самой модель демократии.

Отказ от войн и насилия – это принцип взаимоотношения между государствами и народами, который их собственными усилиями положен в основу деятельности ООН и его Совета Безопасности. Казалось бы, соблюдай этот принцип и сделай мир спокойней и благополучней. Но, даже публично согласившись с этим принципом, кое-кто не склонен ему следовать, предпочитая ломать жизнь миллионов людей и рискуя сломать собственную шею.

Сегодня этот упрек больше справедлив по отношению к США и его послушным «союзникам», чем к другим народам и странам.

© Авторские права защищены, ссылки на страницы сайта обязательны.

:)

США - РОССИЯ: логика отношеий

20 марта 2008 - 17:51

Подолец Владимир Викентьевич

Россия – США: снова противостояние

Вялотекущая и бурная, взлетающая ввысь и разбивающаяся оземь, жаждущая развлечений и пожирающая в войнах миллионы людей – бестолковая и жестокая жизнь человечества. Острые противоречия и катаклизмы, восстания и революции, столкновения и войны. И, несмотря на то, что мир велик и многообразен как во времени, так и в пространстве, одно противоречие последних двух столетий постепенно формируется и проявляет себя как основное. Это противоречие между древнейшей Российской и относительно молодой Северо-американской цивилизациями. Многие события последних десятилетний в мире есть практическая реализация этого противоречия.

Задумывались ли политики, социологи, философы, представители религии и науки над причинами взаимного недоверия, подозрительности и откровенной вражды между народами, элитами и государствами этих цивилизаций? - Конечно, задумывались! Экономисты видели основу их жестких трений в борьбе за природные ресурсы, рабочую силу и повышение нормы прибыли. Политики Запада – истоки конфликта объясняли антагонизмом двух государственных систем – тоталитарной и демократической. Теоретики коммунизма отвергали эксплуататорскую сущность капитализма, и желали сделать рабочего и крестьянина собственниками средств и результатов своего труда.

Неуёмная жажда «миссионерской» деятельности по утверждению в других странах и регионах мира «американского образа жизни» и «светлых идеалов коммунизма» расколола мир надвое. Две социальные системы: капиталистическая и социалистическая, - втянулись в жестокую схватку, известную под названием «холодной войны».

В конце ХХ века у Соединенных Штатов Америки появился повод для искрометного торжества. Хозяйственный механизм СССР не выдержал соревнования с самой могущественной экономик мира. Трудности в обеспечении материальных потребностей населения взорвали общество, строящее коммунизм, и СССР изнутри. Запоздалые и непродуманные действия М.С.Горбачёва и «младореформаторов» Б.Н.Ельцина, начавших экономическое «наступление» на рыночном фронте, без бережного сохранения успешно работающих на плановой основе отраслей производства и предприятий, без предварительного захвата и правового обустройства «плацдарма» рыночной экономики, - привели к очередной российской «смуте». К началу XXI века великая российская цивилизация лежала в развалинах.

Победители, представляющие Западную цивилизацию, буквально одурели от восторга. Решив закрепить победоносное шествие своих «идеалов» по планете, они осуществили ряд авантюр на Балканах, в Афганистане, Ираке... Благо, что новые военные кампании помогали избавляться от гор ржавеющего оружия и боеприпасов (их ведь куда-то надо девать!?). Ну, а новые финансовые вливания в Военно-промышленный комплекс позволили США и некоторым их союзникам поддерживать создание и производство новых видов вооружений, работу массы сопутствующих производств, сфер услуг и занятость рабочей силы.

Одновременно было продолжено и антироссийское «наступление» с целью добить побежденного. Но, как это не раз бывало в истории, потенциальных «победителей» (армады татаро-монголов, армию Б.Наполеона, международных интервентов 20-х годов прошлого века, и, наконец, А.Гитлера) ждал конфуз. Россия в очередной раз выстояла, напрягла силы и стала подниматься с колен. Этому способствовали не только внезапно открывшиеся экономические возможности, позволившие «заманить противника» на безграничные просторы богатой ресурсами территории, но и великий дух (разум и чувства) российского народа.

Сегодня Россия совсем не та, какой была десять лет назад. Это – почти закончившая демократические преобразования держава. Это страна, все общественно-политические институты которой развиваются высокими темпами. Это экономика – без серьезных долгов и с твердой валютой. Наконец, это достаточно эффективно саморегулирующаяся социально-политическая система, стремящаяся гармонично разрешить противоречие между народными массами и правящей элитой, между гражданским обществом и государством.

Что же касается США и зависимых от их подачек союзников, то перед ними вдруг стали возникать разного рода проблемы. Показавшиеся на горизонте трудности и препятствия интересны тем, между прочим, что были вполне предсказуемы. Но прогностическое зрение «победителя» ослепил фейерверк «праздничного салюта», а разум поразила эйфория от неожиданных успехов в борьбе с мировым коммунизмом.

И началось.…

Для начала был спровоцирован, и завершён военным вмешательством в дела суверенных государств распад федеративной Югославии. Затем под видом борьбы с терроризмом началось вторжение в Афганистан. Мошенническими подтасовками, ложью и искажением реальных фактов, в обход резолюции Совета Безопасности ООН, была «обоснована» и развернута агрессия против Ирака. Но этого оказалось мало. Были нагло разыграны мощные информационные провокации против Северной Кореи и Ирана. При этом обвинения США в адрес Ирана, осуществляющего, якобы, работы по созданию ядерного оружия, оказались клеветническими. От этой информационной «утки» в декабре 2007 года с позором пришлось откреститься даже такому мастеру внешнеполитических инсинуаций, как ЦРУ.

Вы думаете, что на физиономии «самой демократической» державы мира появилась краска стыда? – Ошибаетесь. США, нисколько не смущаясь, продолжили «всех и вся» поучать и навязывать миру свои поведенческие стандарты.

В апреле 2007 года в международной печати появился скандальный документ под названием «Ежегодный Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2006 год. Подготовлено Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда 6 марта 2006 г.» Доклад, как видим, рожден в утробе Департамента США – органа вполне государственного. Он прекрасно демонстрирует и ослепление салютом победы, и эйфорию благостного прогноза, в которых пребывают США, и атрибуты стандартного поведения, ставшие для них нормой в последние годы.

Вы спросите, какие это атрибуты?

– Да простят меня оппоненты за некоторую жесткость формулировок, но к этим атрибутам я отнес бы следующие:

1. Самоуверенность и наглость.

2. Изощренное лицемерие, склонность к подлогу, экстремизму и насилию.

3. Неприятие социальных форм (личностных и семейных, хозяйственных и политических, правовых и религиозных, нравственных и т. д.), скроенных человечеством по оригинальным, а не меркам администрации США.

4. Неприкрытая ненависть к другим народам, которые встали вдруг на пути «победоносного» шествия по планете «образцов» «американской демократии» и «американского образа жизни».

5. Внутренняя дрожь и панический страх, вылезающий наружу в формах лжи, обмана и подтасовок, а затем - агрессии и вооруженного насилия.
Последний тезис кое у кого может вызвать сомнения. Могут спросить: «Что за дрожь? Что за страх? Кого должны бояться США – могучая мировая держава?

А страшиться они могут и уже начинают многого!

1. Будущее вездесущего американского доллара, поработившего на долгое время мировую экономику, - неустойчиво, тревожно и мрачно. Последние события на фондовых рынках мира являются тому подтверждением. - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

2. Экономика США – «в долгах, как в шелках»! А вдруг кредиторы сговорятся и выработают меры по «защите своих интересов»? - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

3. Политическая элита США, настырно внедряющая свои потребительские поделки на всём мировом пространстве, встречает сопротивление почти всех народов и национальных «бизнес сообществ» мира. - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

4. Государственные символы США: флаги, чучела «дяди Сэма» и президента Дж. Буша, с подкрашенными усиками Адольфа Гитлера, пылают по всему миру! - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

5. Сокращается число послушных ранее «союзников». Из-под «крыши» «экономической метрополии» (США), как крысы с тонущего корабля начинают разбегаться ее бывшие «колонии» и «доминионы». Быстрей бежит тот, кто поумней. Например - развитые страны Западной Европы. Например – Россия. Например - некоторые Южно-Американские страны. Только страдающие от «мнимой ущербности» бывшие республики СССР, вернее - властвующие в них элиты, не умеющие жить без «метрополии», торопятся за «тридцать серебряников» продать свои народы заокеанскому «доброму дяде»?! Но, с одной стороны, их не так уж и много, а с другой, их проамериканская позиция, вдруг возникшая и долларами оплаченная, - отвратительна, если не для элит, то для народов этих стран. - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

6. Военные действия, а, попросту говоря, неспровоцированная агрессия США против других народов и государств буквально навязли в зубах. Они пугают даже самих своих инициаторов. Они разрушительны для самого агрессора. Более одного миллиона погибших иракцев за четыре года «хирургического вмешательства» американского лекаря! – Не много, не дорого ли?! А - Афганистан, Сербия, Косово, другие народы и страны?! И везде гибнут не только мирные граждане и боевики противника, но и вооруженные до зубов американские солдаты. «Ради чего всё это?» - чаще и чаще спрашивают себя простые американцы. - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

7. После окончания «холодной войны» её надо было реанимировать! Она весьма доходна для Военно-промышленного комплекса США, поддерживающего наплаву северо-американский корабль. Результат – «блоковая и базовая политика» продолжается. Она продолжается как «политика – ради политики», как удовлетворение «потребности властвовать над миром»: экономическими, политическими (в том числе, военными) и духовными (нищей по содержанию массовой культурой) средствами. Да, это - старая и заразная «наркотическая» болезнь – «власть над миром». Болезнь практически неискоренимая, как всякий психический порок! К слову сказать, наиболее здравомыслящие американские политики уже осознают его и говорят о нём. - Разве это не страшит? Разве это не пугает?

Пожалуй, достаточно – для этого небольшого перечисления.

Посмотрим, однако, еще раз на - «Ежегодный Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2006 год». В нём специально выделен отдельный раздел - «Россия», раздел который вызвал большой интерес у политологов и буквально всполошил, «взорвал» российских законодателей.

Чем они, вдруг, были так обеспокоены?

Если посмотреть на этот доклад со стороны, все выглядит спокойно и даже по-канцелярски казенно – простая констатация фактов, обнаруженных «сторонними наблюдателями», большинство которых подвизаются в самой России на поприще борцов «за права человека». Большинство фактов были известны из сообщений российских средств массовой информации.

Но законодательной власти, как и каждому гражданину России противен и неприемлем сам дух этого доклада, проникнутый продолжением политики «с позиции силы» и глобализации по-американски. Нам пытаются постоянно указывать, нас продолжают учить!? Нас начинают судить! – «А судьи кто?» – тот час вспоминаются слова гениального поэта.

Надо признать, что свойственная массовому сознанию в мире и самих США уверенность в некой исключительности социальных институтов, сложившихся в этой стране после Второй Мировой войны, сохраняется. Между тем, жизнь идет своим чередом. Меняется мир. Встают на ноги, набирают силу новые страны и вновь создаваемые ими сообщества. Размышляют, как жить дальше страны, ставшие членами ООН, ЕС (Европейского Союза), ОИК (Организации Исламская Конференция), СНГ (Содружества Независимых Государств), ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и т. д., а также старые и новые независимые государства.

Наконец, уже восемь лет реализуется «курс В.В.Путина». Вылезает «из грязи в князи» матушка Россия. Но в поведении США мало, что переменилось. События последних недель и месяцев только подтверждают это. Замечают ли на Западе, что стремление руководства России следовать духу и букве международного права, иногда идет в ущерб её национальным интересам? Почему бы ей не согласиться, к примеру, с желанием народов Ю.Осетии, Абхазии, С. Приднестровья и др. обрести внутри России республиканский или территориальный статус? А ведь переживающая бум экономического, политического, военного и нравственного возрождения страна, могла бы «плюнуть на всё» и принять под свое крыло эти народы?!

Ан, нет, она следует международному праву. Она исповедует верность его принципам. И эта последовательность повышает духовный и нравственный авторитет Российской Федерации в глазах других народов. Жертвовать сиюминутными интересами ради целей создания и утверждения миропорядка без войн и насилия – это может позволить себе только духовно и физически мощная нация. Увы, этого не могут и не хотят понять лидеры Соединенных Штатов Америки.

Поставим перед собой два вопроса:

1. Только ли экономические интересы и военная мощь заставляют США совать свой нос в дела других стран и народов.

2. Только ли экономическое возрождение и успехи в военном строительстве, побуждают Россию отстаивать свои национальные интересы и нормы международного права?

Ответ удивляет меня самого: И – Да! И - Нет!

;)