Меня всегда забавляло, "родители" расписывают все жизнь за ребенка, аля "тут ты пойдешь в английский лицей, там сдашь на красный диплом, потом тебя возьмут в оксфорд", а на мнение и желание детей болт клали. А ребенку может котлеты переворачивать нравится и в гробу он видел эти кембриджы и оксфордами. Даже если его пинком прогнать по всем этим задуманным родителями инстанциаям и он с чудом пополам получит диплом, то выкинет его при первой же возможности как только отвернутся родители.
Вопросов нет, если ему нравится учится и он хочет попасть в крутой ВУЗ то в этом его надо поддерживать, но я за жизнь в лучшем случае два таких человека встретил, которые поступили туда куда хотели по своей воли и без кучи денег от родителей.
Могу объяснить на примерах из личного опыта и из того что понял из общения с людьми, получившими качественное школьное и/или университетское образование.
Я закончил типичную (даже относительно неплохую по усредненным результатам сдачи госэкзаменов) государственную среднюю школу. Учеба в этой школе процентов на 80 состояла из тупого бубнения типового учебного материала серенькими, некомпетентными учителями. Эти учителя были абсолютно неспособны заинтересовать учеников в своем предмете. Преподавание большинства предметов в этой школе не предусматривало живое вовлечение в изучаемые темы и было абсолютно выхолощенным. Например, биология преподавалась просто как чтение учителем страниц учебника, только однажды, по-моему, дали посмотреть на инсталляцию в виде скелета птицы, на котором надо было перечислить названия костей. Еще помню показывали какие-то заспиртованные растения, не помню уж зачем. С тех пор и до момента когда я натолкнулся на интересное изложение биологии уже будучи взрослым у меня был нулевой интерес к этому предмету. Только два учителя у меня в школе были действительно талантливыми, они объясняли свои предметы интересно и на их уроках хотелось присутствовать, материал в их изложении складывался в систематическую картину с богатыми связями как внутри предмета между его темами так и с другими предметами и областями знания.
У жены совсем другие воспоминания о ее школьных годах. Она училась в частном лицее, входящем в пятерку лучших школ в стране. Ее учили высокопрофессиональные учителя, настоящие мастера своего дела. Практически все предметы преподавались так, что вызывали интерес, с большим количеством дополнительного материала. Уроки часто проводились вне школы - в музеях, на выездных экскурсиях. Ей хотелось так учиться, посещать такие занятия, мне в моей школе - абсолютно нет, кроме пары уроков. Похожие истории я потом слышал от людей, которые учились в качественных школах (частных или элитных государственных, типа физ-мат школ) в разных странах, от Англии до России, общим местом в них было то, что в хороших школах детям учиться интересно и поэтому в среднем они выучивают предметы гораздо лучше и глубже, чем ученики типовых серых нудных массовых школ.
Потом похожий опыт у меня был в университетах. Тарту это несомненно лучший университет Эстонии, ТТУ намного слабее. В Тарту процентов 30-40 основных предметов преподавались интересно, например, Калев Таркпеа объяснял физику достаточно увлекательно. Со специальными предметами по IT тематике было уже похуже. А в ТТУ уже почти всё, за редкими исключениями, было довольно плохонько, особенно врезалась в память Ксения Григорьева, одевающая резиновую перчатку на руку чтобы рисовать мелом на доске тоскливые блок-схемы для кода на Паскале . По сравнению с этими эстонскими университетами, обучение в английском университете из конца первой мировой сотни было значительно прикольней и уже процентов 70 всех предметов вызывали интерес. А из общения с выпускниками Оксфорда и Кембриджа я получил отчетливое представление, что образование в этих топовых университетах еще более ориентировано на стимулирование глубокого интереса к изучаемым темам, в том числе и через работу преподавателя с минигруппами (2-3 студента) или даже через индивидуальное взаимодействие.
Людям здесь в теме кажется, что обучение в хороших школах или университетах подразумевает некое перенапряжение ученика, которому придется много чего зубрить и всячески стараться. Это заблуждение! Хорошее образование проявляется прежде всего в способности преподавателей заинтересовать учащихся подачей учебного материала и качеством, внутренней глубиной и связностью этого материала. В хороших школах и университетах учиться на самом деле легче чем в плохих. Для школьников, а затем для студентов, учебный процесс занимает значительную часть их жизни. Разница между хорошей и плохой школой это разница между проведением многих часов ребенком каждый день с интересом, с интеллектуальной стимуляцией или в скуке и попытках воспринять и зазубрить невнятную белиберду глупых учителей и плохих учебников.
И насчет расписывания родителями жизни ребенка - такое происходит когда родители хотят чтобы ребенок стал кем-то (банкиром, врачом, управляющим бизнесом) потому что родители сами реализовались в такой сфере или не реализовались и пытаются компенсировать свои провалы за счет детей. Это не имеет ничего общего с желанием родителей обеспечить для ребенка качественную и стимулирующую учебную среду, в которой он сам выберет для себя свой будущий путь.
Сообщение изменено: Transhumanist (18 апреля 2018 - 13:26 )